ways" width="640" height="385">

вторник, 11 мая 2010 г.

польза пребиотика для человека





ОБАД.ру



Пребиотики — вещества раз­нообразные по происхождению и по свойствам. В классической теории, сформулированной учеными более 10 лет назад, к пребиотикам относили только три вещества: инулин (и олигофруктозу), галактоолигосахариды (встречаются в грудном мо­локе) и лактулозу. Современные специалисты значительно рас­ширили этот список.
В настоящее время в пищевой промышленности продвигаются в качестве пребиотиков как клас­сические, уже хорошо изучен­ные, соединения, так и новые ве­щества, например смола акации, резистентные крахмалы, поли­декстроза. И с развитием науки таких веществ применяется все больше и больше.
Некоторые ингредиенты, имеющие пребиотическую ак­тивность, применяют в пищевой промышленности не только бла­годаря их диетическим свойст­вам, но в связи с их технологиче­скими возможностями (улучше­ние структуры, замена сахара, жи­ра и т.д.). В зависимости от вида продукции основными для при­менения могут быть или диетиче­ские, или технологические, или и те и другие свойства вместе.
Все представленные на рынке пребиотики можно оценить по двум основным критериям. Во-первых, по происхожде­нию - натуральное это вещество или получено химической или какой-либо другой модифика­цией природных компонентов, то есть не натуральное, не встре­чающееся в природе. Среди по­пулярных пребиотиков нату­ральными являются: инулин (олигофруктоза), галактоолигосахариды и смола акации.
К пребиотикам не природно­го происхождения относятся: лактулоза — изомер лактозы из молочной сыворотки; полидек­строза - вещество, получаемое термической поликонденсацией глюкозы; резистентные крахма­лы, получаемые химической мо­дификацией крахмалов.

Второй критерий — насколько изучено это вещество: его свой­ства и действие на организм че­ловека.

Дети подземелья: инулин и олигофруктоза
Инулин, полисахарид, получае­мый из корнеплодов цикория и топинамбура, - самое исследо­ванное вещество из пребиотиков на сегодняшний день. По словам Майи Перковец, специалиста компании Beneo-Orafti, «в на­стоящее время опубликовано бо­лее 400 научных статей об иссле­довании инулина специалистами научных организаций разных стран мира. Изучено множество различных аспектов воздействия на человеческий организм. И в каждом случае доказан пребиотический эффект. Инулин - самый широко используемый в промышленных условиях пребиотик в мире. Если зайти в лю­бой магазин в Европе, даже в не­большой супермаркет на желез­нодорожной станции, на полках магазина можно найти до десятка разных продуктов с инулином. С другими пребиотическими до­бавками также есть продукты, но их меньше».
Мировой объем производства инулина- 100 тыс. тонн в год. На мировом рынке только три круп­ных производителя инулина: 70 % рынка занимает бельгийская компания Beneo—Orafti, осталь­ную долю делят примерно поров­ну компании Cosucra, также из Бельгии, и Sensus из Голландии.
По данным компании Вепео— Orafti, в мире продажи инулина по разным регионам различные: наибольшим потребителем все­гда была и до сих пор является Северная Европа, но за ней бук­вально по пятам следует Север­ная Америка, где мода на диети­ческие продукты активно разви­вается, и вполне вероятно, что уже в этом году или в следующем Северная Америка обгонит Се­верную Европу. Другими круп­ными рынками являются Латин­ская Америка, центральная и южная Европа и Азия.
Практически весь промышлен­ный инулин получают из корне­плодов цикория, а не топинамбу­ра, хотя содержание инулина в них приблизительно одинако­во - 16 %. По словам Майи Перковец, цикорий легче перераба­тывать, у его корнеплодов более правильная форма. Молекула инулина из цикория имеет боль­шую длину цепи. Длина цепи по­лисахарида важна для его техно­логических свойств, например имитации жира: чем длиннее цепь, тем меньше растворим ину­лин в воде, лучше образует гель, более устойчив к гидролизу. Са­мое лучшее по климатическим условиям место для выращивания цикория - север Бельгии и юг Голландии. Именно в этих стра­нах находятся мировые лидеры в производстве инулина.
На американском континенте пытаются производить инулин из агавы — агавин. Агавин отли­чается по свойствам от европей­ского инулина прежде всего по­тому, что его молекула представ­ляет собой сильно разветвлен­ную цепь полисахарида. Поэто­му агавин лучше растворяется и почти не образует гель с водой.
На мировом рынке появляет­ся инулин из топинамбура, про­изведенный в Китае. Исследова­ния китайской продукции, про­веденные в Beneo-Orafti, пока­зали, что в китайском инулине большое содержание мальтодек-стрина - до 50 %. «Половина со­става китайского продукта не соответствует заявленному на­званию «инулин». Китайская продукция дешевле европей­ской, но мальтодекстрин стоит еще дешевле, - отмечает Майя Перковец. - В России также есть производители инулина из то­пинамбура, который применя­ется в изготовлении БАД, Чаще всего это просто высушенный измельченный топинамбур или сок топинамбура. В соке содер­жится 16 % инулина, в высушен­ном препарате - 60-70 %. Такой продукт хорошо использовать как БАД - он также содержит клетчатку, микроэлементы и ви­тамины. Но для широкого ис­пользования в пищевой про­мышленности он не подходит».
На российском рынке при­сутствуют все три европейских производителя инулина. Но по объемам продаж и числу круп­ных клиентов лидирует Orafti, именно эта компания вкладыва­ет огромные средства в продви­жение инулина и, тем самым, в формирование рынка.
Европейские производители инулина в России, как и во всем мире, придерживаются одной схемы продаж - через эксклю­зивных дистрибьюторов (по од­ному в стране) или через собст­венные офисы продаж.
У компании Cosucra в России эксклюзивный дистрибьютор — компания «Новапродукт».
Orafti имеет собственные офи­сы продаж в США, Испании, За­падной Европе. «Возможно, Orafti чере
Сегодня на мировом рынке известно более 2000 разнообраз­ных продуктов и напитков с инулином и олигофруктозой. Есть такие продукты уже и в на­шей стране, самые известные из которых - «Русский шоколад» без сахара, детская каша Heinz с пребиотиками, кофе «Для по­худения» компании «Леовит Нутрио», кефир «Biomax эффек­тивный» компании «Вимм-Билль-Данн» и линейка вязких и питьевых йогуртов «Эрмигурт prebiotic» компании «Эрманн».
Во всем мире основная об­ласть применения инулина - мо­лочная промышленность. В Рос­сии в производство молочных продуктов поступает около 90 % продаж инулина.


Африканские страсти: смола акации
Пищевые волокна из смолы ака­ции (гуммиарабика) также обла­дают пребиотическими свойст­вами. Смолу акации получают из ствола или веток дерева Acacia Senegal или Acacia Seyal. Французская компания Colloides Naturels International (CNI), мировой лидер в области производства очищенной смолы акации, выпускает растворимое пребиотическое волокно под тор­говой маркой FIBREGUM ™. В отличие от других волокон с низкой вязкостью смола акации не оказывает сильного слабитель­ного эффекта, лишь нормализую­щий. Допустимая норма употреб­ления составляет до 50 г в сутки.
Пребиотик FIBREGUM"' устойчив к кислотной среде и к тепловой обработке. Низкая вязкость и отсутствие вкуса и за­паха смолы акации позволяет до­бавлять ее в больших количест­вах в пищевые продукты, не на­рушая их органолептических свойств. Смолу акации исполь­зуют в производстве молочных продуктов, снеков, зерновых завтраков и др.

В России пищевое волокно FIBREGUM™ поставляет ком­пания Colloides Naturels Vostok (CNV) - российский филиал французской Colloides Naturels International. Этот ингредиент уже используется в отечествен­ной пищевой промышленности. Как отметила ведущий спе­циалист отдела маркетинга ком­пании CNV Елена Толмачева, линейку молочных продуктов выпускает «Вимм-Билль-Данн», фито-продукты «Диафит» (фи-то-кисель со вкусом клюквы и абрикоса и фито-желе со вку­сом вишни и абрикоса) - компа­ния «Ростагро экспорт». FIBREGUM имеет низкий уровень калорийности, его мож­но использовать в диетических и низкокалорийных продуктах питания. Полезные для здоровья свойства FIBREGUM доказа­ны более чем в 80 представлен­ных клинических исследованиях in vitro и in vivo во всем мире.
Для сладкой жизни: полидекстроза
Полидекстроза - полисахарид, состоящий из остатков глюкозы. Этой пищевой добавке по меж­дународной классификации при­своен номер Е 1200, она отнесе­на к добавкам, для которых не устанавливается допустимая су­точная дозировка. Полидекстро­за официально признана и при­меняется как пищевое волокно в 20 странах, включая Россию.
Полидекстроза — универсаль­ный ингредиент, может исполь­зоваться и как пищевая добавка (наполнитель), и как источник растворимых пищевых волокон с пребиотическим действием. В зависимости от цели использо­вания продукт относят к той или иной категории.
Полидекстроза была впервые получена в конце 60-х годов про­шлого века американским уче­ным доктором X. Реннхардом, который проводил исследования для корпорации Pfizer Inc., с 80-х она применяется в пищевой про­мышленности в Европе и США.
По словам специалиста ком­пании ЗАО «Даниско» Ольги Шубиной, мировой рынок по­лидекстрозы оценивается при­близительно в 45-50 тыс. тонн в год. По данным агентства Mintel, в 2007 году в мире было выпущено 618 новых продуктов с полидекстрозой. Для сравне­ния: в 2003 году таких новинок было 264.
Как пищевая добавка полидек­строза широко применяется при создании продуктов с понижен­ным содержанием сахара, так как по технологическим характери­стикам очень похожа на сахарозу и успешно заменяет ее во многих рецептурах. Ее энергетическая ценность составляет всего 1 ккал/г, т.е. в 4 раза меньше, чем у сахара, и в 9 раз меньше, чем у жира. По­лидекстроза используется также при создании обезжиренных и низкожирных продуктов как органический имитатор жира.
Молекула полидекстрозы име­ет высокоразветвленную структу­ру, она представляет собой менее доступный субстрат для микрофлоры кишечника по сравнению с другими пребиотическими во­локнами и утилизируется посте­пенно и равномерно. Поэтому уровень переносимости полидек­строзы по сравнению с другими пребиотиками достаточно высо­кий. По словам Ольги Шубиной, он составляет 90 г в сутки. Отме­чено, что даже при единовремен­ном приеме 50 г полидекстрозы в организме человека не наблюда­ется нежелательных явлений.
В мире наиболее широко ис­пользуются коммерческие про­дукты полидекстрозы, выпускае­мые компанией Danisco Sweete­ners под общей торговой маркой Litesse. Полидекстрозу на миро­вом рынке предлагают и другие компании, прежде всего из Китая.
Полидекстроза применяется при изготовлении многих видов пищевых продуктов: кондитер­ских изделий, напитков, зерно­вых завтраков, масложировых продуктов и др. Б России также выпускают такие продукты. На­пример, фирма «Лагуна» произ­водит холодный чай «Рамено» трех вкусов, который содержит полидекстрозу Litesse в качестве пищевого волокна с пребиоти­ческими свойствами.
Удвоение продаж: резистентные крахмалы
Пребиотические свойства рези­стентных крахмалов, т.е. обла­дающих повышенной фермента­тивной устойчивостью, извест­ны давно и достаточно хорошо изучены. В России большие ис­следовательские работы прово­дятся в ГУ НИИ питания РАМН и во ВНИИ крахмалопродуктов, где создаются новые виды моди­фицированных резистентных крахмалов пищевого назначе­ния.
Резистентные крахмалы в ми­ре активно применяются при создании функциональных про­дуктов. Европейский рынок этих ингредиентов оценивается в 90 млн евро. По прогнозам Frost & Sullivan, к 2010 году его объем возрастет до 179,7 млн ев­ро, почти в два раза.
Резистентные крахмалы устой­чивы в кислой среде и при высо­ких температурах, суточная доза потребления -100 г, она не вызы­вает повышенного метеоризма кишечника в отличие от других пребиотиков.
Коммерческие продукты ре­зистентных крахмалов выпуска­ют многие компании. Напри­мер, компания Сargill предлагает резистентный крахмал под тор­говой маркой C*Actistar. Этот ингредиент применяется в про­изводстве молочных продуктов.
Компания National Starch Food Innovation производит рези­стентные крахмалы под торговой маркой Hi-maize. Этот ингреди­ент используется в Европе при производстве хлеба, зерновых хлопьев и батончиков. National Starch Food Innovation, работая вместе с немецким поставщиком пищевых добавок SternLife, выпу­стила этот продукт в розничной упаковке для домашнего пользо­вания по 250 и 500 г.
По словам Андрея Грешнова, специалиста компании National Starch Food Innovation, в России с крахмалом Hi-maize выпуска­ются зерновые продукты под торговой маркой «Hi-maize -стройная жизнь». Ассортимент­ный перечень представлен пока только диетическими хлебцами «Стройная жизнь». Реализация этих продуктов происходит че­рез аптечные сети «А-5», «Ригла», «03», розничную сеть «Утконос». Содержание Hi-maize в хлебо­продуктах составляет 18—20 %.
Лекарство в продуктах: лактулоза
Пребиотические свойства лактулозы — изомера лактозы, полу­ченного из молочной сыворот­ки, были открыты австрийским педиатром Ф. Петуэли в 1948 го­ду. В настоящее время лактулоза используется достаточно широ­ко. Общее мировое потребление растворов лактулозы (50 %-ный раствор) — около 20 тыс. тонн в год. Особой популярностью она пользуется в Японии.
Но в Европе лактулоза не разрешена для применения в пищевых продуктах, а исполь­зуется только как лекарство по назначению врача. Поэтому, на­пример, в прибалтийских стра­нах после вступления в ЕС пи­щевые предприятия отказались от применения лактулозы, и при производстве функцио­нальных продуктов лактулозу заменили на другие пребиотики, например на инулин.
В России в советское время ак­тивно велись научные работы по глубокой переработке молочной сыворотки, в том числе с целью получения лактулозы. И сейчас проводятся научные исследова­ния по использованию лактулозы в производстве продуктов для детского питания, молочных про­дуктов, хлебобулочных и конди­терских изделий, колбасной про­дукции.
Добавление лактулозы в дет­ские молочные смеси — наиболее распространенный пример ее применения в пищевой про­мышленности. Б России молоч­ные продукты с лактулозой для детского питания производят, например, Московский завод детских молочных продуктов (детское молоко «Агуша»), ОАО «Сухонский молочный комби­нат», Вологодская область (про­дукт кисломолочный «Для здо­ровья») и др. Как правило, отече­ственные пищевые предприятия используют лактулозу россий­ских производителей, например завода «Шехонь-Лактулоза» или ООО «Фелицата Холдинг».
Вложения в продвижение
Для российского потребителя слово «пребиотик» новое и непо­нятное, поэтому продвижение функциональных продуктов, имеющих пребиотические свой­ства, очень сложная задача. Про­движение такого продукта требу­ет больших вложений: нужны средства на медицинские иссле­дования, доказывающие эффек­тивность продукта, оформление подтверждающих документов, на рекламу и маркетинг. По мне­нию Майи Перковец, для выпол­нения такой задачи необходимы суммы в десятки тысяч долларов. Это под силу только крупным компаниям - лидерам рынка.
На рынке пищевых ингреди­ентов наибольшую активность по популяризации инулина как пребиотика проявляет компания Orafti - признанный первопро­ходец в формировании мирово­го рынка инулина. По словам Майи Перковец, «на российском рынке инулина ситуация, скорее всего, сложится так же, как и в других странах мира. Сцена­рий одинаков: сначала Orafti приходит в страну и «делает» ры­нок, потом по проторенной до­рожке туда приходят другие про­изводители, которые «откусыва­ют» от доли Orafti кусочек за кусочком за счет более низкой це­ны. Иногда бывает и такая ситуа­ция: после того как Orafti откры­ла новый рынок и за ней следом туда пришли конкуренты, круп­ные клиенты, потребляющие очень большой объем инулина, считают нецелесообразным иметь только одного поставщи­ка. Для большей надежности по­ставок наибольшую часть (на­пример, 70 %) они; по-прежнему покупают у Orafti, остальное у другого поставщика».
На российском продуктовом рынке эффективное продвижение продуктов с пребиотиками тоже под силу только крупным компаниям, таким, например, как «Эрманн», «Данон», «Вимм-Билль-Данн». Рекламная кампа­ния линейки йогуртов «Эрмигурт prebiotic» компании «Эрманн», начатая летом прошлого года во всех СМИ, стала ярким событием. Компания пошла не­стандартным путем. «Эрманн» рискнул и, продвигая новый продукт, вставил слово «пребиотик» в название продукта, таким образом приучая потребителя к новому термину и объясняя его смысл. «Теперь это слово «пребиотик» можно включать в название любого продукта: хлеба, макарон, детского пита­ния и т.д. Все будут знать, что это такое, - комментирует Майя Перковец. Если компания бу­дет продолжать в том же духе, она «сделает» рынок для всех. Тратятся на рекламу одни, а ис­пользовать слово «пребиотик» будут все. Тот, кто идет первым, потом отчасти становится жерт­вой своего успеха».
Реклама йогурта «Эрмигурт prebiotic» - пример успешного продвижения продукта, что под­тверждают растущие показатели продаж. Были сделаны большие вложения — налицо коммерче­ский успех.
Но можно привести и приме­ры неудачных проектов, когда хороший продукт не был вос­требован на рынке из-за недо­статочной рекламной поддерж­ки. Так, компания «Снежный городок» (Новокузнецкий хладо­комбинат) два года назад запус­кала мороженое с инулином. «Это было мороженое без жира и без сахара («ноль жира + ноль сахара») - вкусный, полезный продукт, но дорогой для сибир­ского рынка (12 рублей), - ком­ментирует Майя Перковец. В Москве при соответствующей рекламе такое мороженое бы по­купалось, но в этом регионе оно оказалось слишком дорогим продуктом. И рекламная под­держка была слабой».
Бот примеры из другого сег­мента - рынка напитков. Компа­ния «Вимм-Билль-Данн» выпус­кала сок «J7 Bio» с инулином, но продукт «не пошел», так как не был подкреплен рекламой. «Сей­час такую же ошибку делает ком­пания «Мултон», запустив сок «Nico Biotime», но не обеспечив широкую рекламную поддержку продукта, - отмечает Майя Пер­ковец. - Продукт не поставляется в крупные торговые сети, а продается только в небольших магазинах. Этот проект тоже, скорее всего, не будет успешным, если не начнется масштабная рекламная кампания. Без рекла­мы такой продукт не может вы­жить на рынке».
Продвижение пребиотических продуктов в Европе и Азии различается, Россия во многом ближе к Азии. Например, в Ев­ропе на упаковке товара не ука­зывают более двух полезных свойств, поскольку считается, что если полезных свойств боль­ше, то это неправдоподобно и дискредитирует товар.
Б Азии в продукт могут доба­вить 3 - 4 функциональных ин­гредиента и на упаковке напи­сать целый трактат о пользе про­дукта. Российские производите­ли в этом больше похожи на ази­атских.
Например, на упаковке кефи­ра «Biomax эффективный» де­кларировано четыре полезных свойства. Продукт на рынке уже почти два года и достаточно успешен: наш потребитель спо­койно «проглотил» четыре пози­ции. Может быть, кто-нибудь в следующий раз предложит по­требителю еще больше полезных свойств.
«Эрманн» при продвижении «Эрмигурт prebiotic» пошла по другому пути - выделила одно свойство (пребиотический эф­фект) и максимально оттиражи­ровала его, поместив в название нового продукта. Это другая концепция - ассоциирование полезности со словом, входя­щим в название, и, таким обра­зом, с самим продуктом.
Российский рынок функцио­нальных продуктов только в на­чале своего большого пути, и пребиотических продуктов на нем пока совсем немного.
Должно еще пройти 5-10 лет, когда с помощью мощной рекла­мы продуктов с пребиотиками, организованной крупными ком­паниями, такими как «Данон», «Эрманн», «Бимм-Билль-Данн» и др., информация о пользе пребиотиков дойдет до потребите­ля. Тогда можно будет запускать такой продукт и не тратиться на рекламу.
Тогда можно будет просто приходить на этот рынок и вы­ставлять продукт на полки.

Опубликовано на сайте: http://obad.ru
Прямая ссылка: http://obad.ru/index.php?name=pages&op=view&id=३४
Только задумайтесь ведь это продукт २१ века который даст возможность накормит наш кишечник здоровы продуктом и подарит нам возможность дожить до १२० лет

Комментариев нет:

Отправить комментарий