Пребиотики — вещества разнообразные по происхождению и по свойствам. В классической теории, сформулированной учеными более 10 лет назад, к пребиотикам относили только три вещества: инулин (и олигофруктозу), галактоолигосахариды (встречаются в грудном молоке) и лактулозу. Современные специалисты значительно расширили этот список.
В настоящее время в пищевой промышленности продвигаются в качестве пребиотиков как классические, уже хорошо изученные, соединения, так и новые вещества, например смола акации, резистентные крахмалы, полидекстроза. И с развитием науки таких веществ применяется все больше и больше.
Некоторые ингредиенты, имеющие пребиотическую активность, применяют в пищевой промышленности не только благодаря их диетическим свойствам, но в связи с их технологическими возможностями (улучшение структуры, замена сахара, жира и т.д.). В зависимости от вида продукции основными для применения могут быть или диетические, или технологические, или и те и другие свойства вместе.
Все представленные на рынке пребиотики можно оценить по двум основным критериям. Во-первых, по происхождению - натуральное это вещество или получено химической или какой-либо другой модификацией природных компонентов, то есть не натуральное, не встречающееся в природе. Среди популярных пребиотиков натуральными являются: инулин (олигофруктоза), галактоолигосахариды и смола акации.
К пребиотикам не природного происхождения относятся: лактулоза — изомер лактозы из молочной сыворотки; полидекстроза - вещество, получаемое термической поликонденсацией глюкозы; резистентные крахмалы, получаемые химической модификацией крахмалов.
Второй критерий — насколько изучено это вещество: его свойства и действие на организм человека.
Дети подземелья: инулин и олигофруктоза
Инулин, полисахарид, получаемый из корнеплодов цикория и топинамбура, - самое исследованное вещество из пребиотиков на сегодняшний день. По словам Майи Перковец, специалиста компании Beneo-Orafti, «в настоящее время опубликовано более 400 научных статей об исследовании инулина специалистами научных организаций разных стран мира. Изучено множество различных аспектов воздействия на человеческий организм. И в каждом случае доказан пребиотический эффект. Инулин - самый широко используемый в промышленных условиях пребиотик в мире. Если зайти в любой магазин в Европе, даже в небольшой супермаркет на железнодорожной станции, на полках магазина можно найти до десятка разных продуктов с инулином. С другими пребиотическими добавками также есть продукты, но их меньше».
Мировой объем производства инулина- 100 тыс. тонн в год. На мировом рынке только три крупных производителя инулина: 70 % рынка занимает бельгийская компания Beneo—Orafti, остальную долю делят примерно поровну компании Cosucra, также из Бельгии, и Sensus из Голландии.
По данным компании Вепео— Orafti, в мире продажи инулина по разным регионам различные: наибольшим потребителем всегда была и до сих пор является Северная Европа, но за ней буквально по пятам следует Северная Америка, где мода на диетические продукты активно развивается, и вполне вероятно, что уже в этом году или в следующем Северная Америка обгонит Северную Европу. Другими крупными рынками являются Латинская Америка, центральная и южная Европа и Азия.
Практически весь промышленный инулин получают из корнеплодов цикория, а не топинамбура, хотя содержание инулина в них приблизительно одинаково - 16 %. По словам Майи Перковец, цикорий легче перерабатывать, у его корнеплодов более правильная форма. Молекула инулина из цикория имеет большую длину цепи. Длина цепи полисахарида важна для его технологических свойств, например имитации жира: чем длиннее цепь, тем меньше растворим инулин в воде, лучше образует гель, более устойчив к гидролизу. Самое лучшее по климатическим условиям место для выращивания цикория - север Бельгии и юг Голландии. Именно в этих странах находятся мировые лидеры в производстве инулина.
На американском континенте пытаются производить инулин из агавы — агавин. Агавин отличается по свойствам от европейского инулина прежде всего потому, что его молекула представляет собой сильно разветвленную цепь полисахарида. Поэтому агавин лучше растворяется и почти не образует гель с водой.
На мировом рынке появляется инулин из топинамбура, произведенный в Китае. Исследования китайской продукции, проведенные в Beneo-Orafti, показали, что в китайском инулине большое содержание мальтодек-стрина - до 50 %. «Половина состава китайского продукта не соответствует заявленному названию «инулин». Китайская продукция дешевле европейской, но мальтодекстрин стоит еще дешевле, - отмечает Майя Перковец. - В России также есть производители инулина из топинамбура, который применяется в изготовлении БАД, Чаще всего это просто высушенный измельченный топинамбур или сок топинамбура. В соке содержится 16 % инулина, в высушенном препарате - 60-70 %. Такой продукт хорошо использовать как БАД - он также содержит клетчатку, микроэлементы и витамины. Но для широкого использования в пищевой промышленности он не подходит».
На российском рынке присутствуют все три европейских производителя инулина. Но по объемам продаж и числу крупных клиентов лидирует Orafti, именно эта компания вкладывает огромные средства в продвижение инулина и, тем самым, в формирование рынка.
Европейские производители инулина в России, как и во всем мире, придерживаются одной схемы продаж - через эксклюзивных дистрибьюторов (по одному в стране) или через собственные офисы продаж.
У компании Cosucra в России эксклюзивный дистрибьютор — компания «Новапродукт».
Orafti имеет собственные офисы продаж в США, Испании, Западной Европе. «Возможно, Orafti чере
Сегодня на мировом рынке известно более 2000 разнообразных продуктов и напитков с инулином и олигофруктозой. Есть такие продукты уже и в нашей стране, самые известные из которых - «Русский шоколад» без сахара, детская каша Heinz с пребиотиками, кофе «Для похудения» компании «Леовит Нутрио», кефир «Biomax эффективный» компании «Вимм-Билль-Данн» и линейка вязких и питьевых йогуртов «Эрмигурт prebiotic» компании «Эрманн».
Во всем мире основная область применения инулина - молочная промышленность. В России в производство молочных продуктов поступает около 90 % продаж инулина.
Африканские страсти: смола акации
Пищевые волокна из смолы акации (гуммиарабика) также обладают пребиотическими свойствами. Смолу акации получают из ствола или веток дерева Acacia Senegal или Acacia Seyal. Французская компания Colloides Naturels International (CNI), мировой лидер в области производства очищенной смолы акации, выпускает растворимое пребиотическое волокно под торговой маркой FIBREGUM ™. В отличие от других волокон с низкой вязкостью смола акации не оказывает сильного слабительного эффекта, лишь нормализующий. Допустимая норма употребления составляет до 50 г в сутки.
Пребиотик FIBREGUM"' устойчив к кислотной среде и к тепловой обработке. Низкая вязкость и отсутствие вкуса и запаха смолы акации позволяет добавлять ее в больших количествах в пищевые продукты, не нарушая их органолептических свойств. Смолу акации используют в производстве молочных продуктов, снеков, зерновых завтраков и др.
В России пищевое волокно FIBREGUM™ поставляет компания Colloides Naturels Vostok (CNV) - российский филиал французской Colloides Naturels International. Этот ингредиент уже используется в отечественной пищевой промышленности. Как отметила ведущий специалист отдела маркетинга компании CNV Елена Толмачева, линейку молочных продуктов выпускает «Вимм-Билль-Данн», фито-продукты «Диафит» (фи-то-кисель со вкусом клюквы и абрикоса и фито-желе со вкусом вишни и абрикоса) - компания «Ростагро экспорт». FIBREGUM имеет низкий уровень калорийности, его можно использовать в диетических и низкокалорийных продуктах питания. Полезные для здоровья свойства FIBREGUM доказаны более чем в 80 представленных клинических исследованиях in vitro и in vivo во всем мире.
Для сладкой жизни: полидекстроза
Полидекстроза - полисахарид, состоящий из остатков глюкозы. Этой пищевой добавке по международной классификации присвоен номер Е 1200, она отнесена к добавкам, для которых не устанавливается допустимая суточная дозировка. Полидекстроза официально признана и применяется как пищевое волокно в 20 странах, включая Россию.
Полидекстроза — универсальный ингредиент, может использоваться и как пищевая добавка (наполнитель), и как источник растворимых пищевых волокон с пребиотическим действием. В зависимости от цели использования продукт относят к той или иной категории.
Полидекстроза была впервые получена в конце 60-х годов прошлого века американским ученым доктором X. Реннхардом, который проводил исследования для корпорации Pfizer Inc., с 80-х она применяется в пищевой промышленности в Европе и США.
По словам специалиста компании ЗАО «Даниско» Ольги Шубиной, мировой рынок полидекстрозы оценивается приблизительно в 45-50 тыс. тонн в год. По данным агентства Mintel, в 2007 году в мире было выпущено 618 новых продуктов с полидекстрозой. Для сравнения: в 2003 году таких новинок было 264.
Как пищевая добавка полидекстроза широко применяется при создании продуктов с пониженным содержанием сахара, так как по технологическим характеристикам очень похожа на сахарозу и успешно заменяет ее во многих рецептурах. Ее энергетическая ценность составляет всего 1 ккал/г, т.е. в 4 раза меньше, чем у сахара, и в 9 раз меньше, чем у жира. Полидекстроза используется также при создании обезжиренных и низкожирных продуктов как органический имитатор жира.
Молекула полидекстрозы имеет высокоразветвленную структуру, она представляет собой менее доступный субстрат для микрофлоры кишечника по сравнению с другими пребиотическими волокнами и утилизируется постепенно и равномерно. Поэтому уровень переносимости полидекстрозы по сравнению с другими пребиотиками достаточно высокий. По словам Ольги Шубиной, он составляет 90 г в сутки. Отмечено, что даже при единовременном приеме 50 г полидекстрозы в организме человека не наблюдается нежелательных явлений.
В мире наиболее широко используются коммерческие продукты полидекстрозы, выпускаемые компанией Danisco Sweeteners под общей торговой маркой Litesse. Полидекстрозу на мировом рынке предлагают и другие компании, прежде всего из Китая.
Полидекстроза применяется при изготовлении многих видов пищевых продуктов: кондитерских изделий, напитков, зерновых завтраков, масложировых продуктов и др. Б России также выпускают такие продукты. Например, фирма «Лагуна» производит холодный чай «Рамено» трех вкусов, который содержит полидекстрозу Litesse в качестве пищевого волокна с пребиотическими свойствами.
Удвоение продаж: резистентные крахмалы
Пребиотические свойства резистентных крахмалов, т.е. обладающих повышенной ферментативной устойчивостью, известны давно и достаточно хорошо изучены. В России большие исследовательские работы проводятся в ГУ НИИ питания РАМН и во ВНИИ крахмалопродуктов, где создаются новые виды модифицированных резистентных крахмалов пищевого назначения.
Резистентные крахмалы в мире активно применяются при создании функциональных продуктов. Европейский рынок этих ингредиентов оценивается в 90 млн евро. По прогнозам Frost & Sullivan, к 2010 году его объем возрастет до 179,7 млн евро, почти в два раза.
Резистентные крахмалы устойчивы в кислой среде и при высоких температурах, суточная доза потребления -100 г, она не вызывает повышенного метеоризма кишечника в отличие от других пребиотиков.
Коммерческие продукты резистентных крахмалов выпускают многие компании. Например, компания Сargill предлагает резистентный крахмал под торговой маркой C*Actistar. Этот ингредиент применяется в производстве молочных продуктов.
Компания National Starch Food Innovation производит резистентные крахмалы под торговой маркой Hi-maize. Этот ингредиент используется в Европе при производстве хлеба, зерновых хлопьев и батончиков. National Starch Food Innovation, работая вместе с немецким поставщиком пищевых добавок SternLife, выпустила этот продукт в розничной упаковке для домашнего пользования по 250 и 500 г.
По словам Андрея Грешнова, специалиста компании National Starch Food Innovation, в России с крахмалом Hi-maize выпускаются зерновые продукты под торговой маркой «Hi-maize -стройная жизнь». Ассортиментный перечень представлен пока только диетическими хлебцами «Стройная жизнь». Реализация этих продуктов происходит через аптечные сети «А-5», «Ригла», «03», розничную сеть «Утконос». Содержание Hi-maize в хлебопродуктах составляет 18—20 %.
Лекарство в продуктах: лактулоза
Пребиотические свойства лактулозы — изомера лактозы, полученного из молочной сыворотки, были открыты австрийским педиатром Ф. Петуэли в 1948 году. В настоящее время лактулоза используется достаточно широко. Общее мировое потребление растворов лактулозы (50 %-ный раствор) — около 20 тыс. тонн в год. Особой популярностью она пользуется в Японии.
Но в Европе лактулоза не разрешена для применения в пищевых продуктах, а используется только как лекарство по назначению врача. Поэтому, например, в прибалтийских странах после вступления в ЕС пищевые предприятия отказались от применения лактулозы, и при производстве функциональных продуктов лактулозу заменили на другие пребиотики, например на инулин.
В России в советское время активно велись научные работы по глубокой переработке молочной сыворотки, в том числе с целью получения лактулозы. И сейчас проводятся научные исследования по использованию лактулозы в производстве продуктов для детского питания, молочных продуктов, хлебобулочных и кондитерских изделий, колбасной продукции.
Добавление лактулозы в детские молочные смеси — наиболее распространенный пример ее применения в пищевой промышленности. Б России молочные продукты с лактулозой для детского питания производят, например, Московский завод детских молочных продуктов (детское молоко «Агуша»), ОАО «Сухонский молочный комбинат», Вологодская область (продукт кисломолочный «Для здоровья») и др. Как правило, отечественные пищевые предприятия используют лактулозу российских производителей, например завода «Шехонь-Лактулоза» или ООО «Фелицата Холдинг».
Вложения в продвижение
Для российского потребителя слово «пребиотик» новое и непонятное, поэтому продвижение функциональных продуктов, имеющих пребиотические свойства, очень сложная задача. Продвижение такого продукта требует больших вложений: нужны средства на медицинские исследования, доказывающие эффективность продукта, оформление подтверждающих документов, на рекламу и маркетинг. По мнению Майи Перковец, для выполнения такой задачи необходимы суммы в десятки тысяч долларов. Это под силу только крупным компаниям - лидерам рынка.
На рынке пищевых ингредиентов наибольшую активность по популяризации инулина как пребиотика проявляет компания Orafti - признанный первопроходец в формировании мирового рынка инулина. По словам Майи Перковец, «на российском рынке инулина ситуация, скорее всего, сложится так же, как и в других странах мира. Сценарий одинаков: сначала Orafti приходит в страну и «делает» рынок, потом по проторенной дорожке туда приходят другие производители, которые «откусывают» от доли Orafti кусочек за кусочком за счет более низкой цены. Иногда бывает и такая ситуация: после того как Orafti открыла новый рынок и за ней следом туда пришли конкуренты, крупные клиенты, потребляющие очень большой объем инулина, считают нецелесообразным иметь только одного поставщика. Для большей надежности поставок наибольшую часть (например, 70 %) они; по-прежнему покупают у Orafti, остальное у другого поставщика».
На российском продуктовом рынке эффективное продвижение продуктов с пребиотиками тоже под силу только крупным компаниям, таким, например, как «Эрманн», «Данон», «Вимм-Билль-Данн». Рекламная кампания линейки йогуртов «Эрмигурт prebiotic» компании «Эрманн», начатая летом прошлого года во всех СМИ, стала ярким событием. Компания пошла нестандартным путем. «Эрманн» рискнул и, продвигая новый продукт, вставил слово «пребиотик» в название продукта, таким образом приучая потребителя к новому термину и объясняя его смысл. «Теперь это слово «пребиотик» можно включать в название любого продукта: хлеба, макарон, детского питания и т.д. Все будут знать, что это такое, - комментирует Майя Перковец. Если компания будет продолжать в том же духе, она «сделает» рынок для всех. Тратятся на рекламу одни, а использовать слово «пребиотик» будут все. Тот, кто идет первым, потом отчасти становится жертвой своего успеха».
Реклама йогурта «Эрмигурт prebiotic» - пример успешного продвижения продукта, что подтверждают растущие показатели продаж. Были сделаны большие вложения — налицо коммерческий успех.
Но можно привести и примеры неудачных проектов, когда хороший продукт не был востребован на рынке из-за недостаточной рекламной поддержки. Так, компания «Снежный городок» (Новокузнецкий хладокомбинат) два года назад запускала мороженое с инулином. «Это было мороженое без жира и без сахара («ноль жира + ноль сахара») - вкусный, полезный продукт, но дорогой для сибирского рынка (12 рублей), - комментирует Майя Перковец. В Москве при соответствующей рекламе такое мороженое бы покупалось, но в этом регионе оно оказалось слишком дорогим продуктом. И рекламная поддержка была слабой».
Бот примеры из другого сегмента - рынка напитков. Компания «Вимм-Билль-Данн» выпускала сок «J7 Bio» с инулином, но продукт «не пошел», так как не был подкреплен рекламой. «Сейчас такую же ошибку делает компания «Мултон», запустив сок «Nico Biotime», но не обеспечив широкую рекламную поддержку продукта, - отмечает Майя Перковец. - Продукт не поставляется в крупные торговые сети, а продается только в небольших магазинах. Этот проект тоже, скорее всего, не будет успешным, если не начнется масштабная рекламная кампания. Без рекламы такой продукт не может выжить на рынке».
Продвижение пребиотических продуктов в Европе и Азии различается, Россия во многом ближе к Азии. Например, в Европе на упаковке товара не указывают более двух полезных свойств, поскольку считается, что если полезных свойств больше, то это неправдоподобно и дискредитирует товар.
Б Азии в продукт могут добавить 3 - 4 функциональных ингредиента и на упаковке написать целый трактат о пользе продукта. Российские производители в этом больше похожи на азиатских.
Например, на упаковке кефира «Biomax эффективный» декларировано четыре полезных свойства. Продукт на рынке уже почти два года и достаточно успешен: наш потребитель спокойно «проглотил» четыре позиции. Может быть, кто-нибудь в следующий раз предложит потребителю еще больше полезных свойств.
«Эрманн» при продвижении «Эрмигурт prebiotic» пошла по другому пути - выделила одно свойство (пребиотический эффект) и максимально оттиражировала его, поместив в название нового продукта. Это другая концепция - ассоциирование полезности со словом, входящим в название, и, таким образом, с самим продуктом.
Российский рынок функциональных продуктов только в начале своего большого пути, и пребиотических продуктов на нем пока совсем немного.
Должно еще пройти 5-10 лет, когда с помощью мощной рекламы продуктов с пребиотиками, организованной крупными компаниями, такими как «Данон», «Эрманн», «Бимм-Билль-Данн» и др., информация о пользе пребиотиков дойдет до потребителя. Тогда можно будет запускать такой продукт и не тратиться на рекламу.
Тогда можно будет просто приходить на этот рынок и выставлять продукт на полки.
Опубликовано на сайте: http://obad.ru
Прямая ссылка: http://obad.ru/index.php?name=pages&op=view&id=३४
Только задумайтесь ведь это продукт २१ века который даст возможность накормит наш кишечник здоровы продуктом и подарит нам возможность дожить до १२० лет
Комментариев нет:
Отправить комментарий